ОАО «20 АРЗ»

СТИХИ

«Вторая Жизнь»

Берет разбег наш самолет.
Уходит вдаль за горизонт
На испытательный полет,
Закончен авиаремонт.

Вторая жизнь у самолета,
А родина у нас одна.
Россия знает наши взлеты,
Россия помнит наши взлеты.
Россия взлетами сильна.

У нас у всех одна работа,
Судьба прямая полоса.
Мы лечим сердце самолета,
Чтоб взлет был мощным в небеса.

Наш самолет готов в полет,
Заправлен в баки керосин.
Вся жизнь ремонтников проходит
Под рев моторов и турбин.

А. Демидов

ГЕОГРАФИЯ

О заводе

 

«20 авиационный ремонтный завод» - старейшее предприятие России по ремонту и модернизации авиационной техники. Почти вековая история завода – это путь прогресса в организации, освоении и проведении капитального ремонта авиационной техники, начиная от первых ее образцов: самолетов Р-5, летающих лодок Ж-1-24 и кончая современными самолетами СУ-24 и СУ-27.

Говоря об истоках следует сказать, что 20 августа 1916 года «Положение о постройке и оборудовании Авиационных мастерских и Испытательной станции», получило «высочайшее» утверждение и 24 августа 1916 года секретным приказом по флоту №176 было введено в действие.

Первые машины, которые прошли ремонт, были «Гаккель-3», «Гаккель-7», «ЮН-30», Дорнье «Валь», летающие лодки М-5, М-9, М-11 конструкции Д.П. Григоровича, С-6А, С-10 Сикорского И.И. За время своего существования 20 АРЗ вернул в строй тысячи самолетов и вертолетов, начиная с предвоенных гидросамолетов МБР-2 и заканчивая современными самолетами СУ-24, СУ-27, ИЛ-38, ИЛ-22М-11, вертолетами КА-27, КА-29, КА-32, МИ-8, МИ-14. В послужном списке 20 АРЗ такие легендарные машины как «Каталина», БЕ-6.

Сегодня открытое акционерное общество «20 авиационный ремонтный завод» - современное предприятие, производящее ремонт авиационной техники для нужд Министерства обороны и для гражданской авиации. Мы ремонтируем всю линейку самолетов ИЛ-18, самолеты СУ-24, СУ-27, а также компоненты и комплексы бортового оборудования вертолетов КА-32, колонку несущих винтов Д2Б-2000-0/Б, рулевые системы РС-60. ОАО «20 АРЗ» имеет все необходимые сертификаты и лицензии на ремонт и техническое обслуживание авиационной техники государственной авиации.

Для выполнения ремонта и модернизации авиационной техники завод располагает: теплыми ангарами, производственными и складскими зданиями и сооружениями, современным технологическим оборудованием, высококвалифицированными специалистами. Предприятие оснащено стендами для неразрушающего контроля силовых элементов самолета, проверки гидравлической и топливной систем. В цехах завода дали новую жизнь самолетам и вертолетам ВМС Индии, ВВС Алжира и ряда других стран.

Всего за годы своего существования на 20 АРЗ был освоен ремонт 38 типов летательных аппаратов и 5 типов авиационных моторов.

Параллельно с работами по ремонту авиатехники на заводе проводится большая работа по ее модернизации. Деятельность завода в этом направлении началась с создания в 1955 году специального опытного конструкторского бюро (ОПКБ). Перед руководством завода и ОПКБ были поставлены следующие задачи:

1. Разработка и изготовление специального наземного стендового оборудования.

2. Разработка и изготовление наземных тренажеров для обучения летных экипажей строевых частей и учебных центрах.

3. Модернизация находящейся в эксплуатации АТ с целью улучшения ее тактических характеристик и повышения боевых возможностей.

За время своего существования ОПКБ разработало техническую документацию на переоборудование и модернизацию самолетов и вертолетов всех ведущих авиационных КБ, работы по которой были успешно выполнены заводом.

Работа предприятия по модернизации АТ включала в себя две составляющие: военную и гражданскую. В активе ОПКБ завода:

а) по военной технике

- тренажеры и имитаторы для всех противолодочных комплексов самолетов и вертолетов, стоящих на вооружении Морской авиации ВМФ;

- тренажеры для штурманов-операторов ракетных комплексов самолетов-ракетоносцев типа ТУ-16 различных вариантов, ТУ-22М2;

- имитаторы крылатых ракет самолетов-ракетоносцев указанных типов;

- участие в создании и установке комплекса средств радиотехнической разведки «Баклан -2М» на самолеты ИЛ-38;

- создание летающих лабораторий на базе различных ЛА.

б) по гражданской тематике

- разработка и создание летающих лабораторий для проведения исследований магнитного поля земли;

- переоборудование ЛА в самолеты-салоны;

- разработка и изготовление систем обработки полетной информации;

- реставрация самолетов времен Великой Отечественной войны.

Всего было проведено переоборудование 22 типов летательных аппаратов,

выполнено более 160 различных тем на 600 самолетах, вертолетах и ракетах. Особого упоминания заслуживает огромная работа, выполненная 20 АРЗ по глубокой модернизации основного противолодочного самолета морской авиации ВМФ РФ типа ИЛ-38. В 1995 году был создан опытный образец данного самолета с новым специальным противолодочным оборудованием, который успешно прошел тактические испытания в США по межправительственному Соглашению двух стран, а в 2001 году первый серийный самолет ИЛ-38, прошедший глубокую модернизацию на 20 АРЗ по комплексу «Новелла», был передан командованию ВМФ для проведения Государственных испытаний.

Вместе с тем в деятельности АРЗ имеется ряд вопросов, которые требуют своего решения. Как известно, более 80 % авиатехники государственной авиации, это авиатехника прошедшая капитальный ремонт на авиаремонтных предприятиях Минобороны. И это показывает, как много значат эти предприятия, их сохранение и всемерное развитие для Вооруженных сил. В этой связи остро встает проблема проведения испытательных полетов на отремонтированной технике. Сегодня нет регламентирующих документов, определяющих взаимоотношения ОАО и ВВС РФ. Все действия происходят на основе временных положений и директив ГК ВВС РФ. Еще одной острейшей проблемой является отсутствие централизованных капвложений при освоении ремонта новых образцов авиационной техники, а также на поддержание инфраструктуры ОАО.

Говоря о перспективах, следует отметить то обстоятельство, что авиаремонтные ОАО сегодня являются основой для восполнения ресурсных показателей и ремонта АТ, и задача по укреплению их производственного потенциала должна быть для государства приоритетной.