О заводе

История создания предприятия уходит в далекие 30-е годы минувшего столетия, когда напряженная военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке поставила нашу страну перед необходимостью укреплять Вооруженные силы в этом регионе. Образование авиационных мастерских в Хабаровске стало одним из важных шагов советского правительства по укреплению обороноспособности государства.

20 августа 1934 г. Постановлением СНК в г. Хабаровске были организованы 60-е Стационарные авиационные мастерские Военно-воздушного флота. Объектами ремонта являлись как самолеты, так и моторы к ним. Первыми самолетами, которые ремонтировал коллектив стационарных авиационных мастерских Военно-воздушного флота, были По-2 (У-2), И-15, И-16, И-153, Р-5, ДБ-3, ТБ-3, а первыми моторами - М-11, М-15, М-25 и другие.

Позднее Приказом НКО N 0105 от 06.02.1943 г. и Директивы штаба ВВС ДВФ N 3/00343 от 02.03.1943 г. 60-тым САМ присвоен номер полевой почты 64353. Предприятие вошло в состав 10-й Воздушной Армии Дальневосточного Фронта. Основным направлением деятельности предприятия стал ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей.

В годы Великой Отечественной войны к заказам мастерских добавились самолеты Як-7, ЛАГГ-3, Ил-2, Пе-2, СБ и авиационные моторы М-62, М-63, М-87, М-88, М-100, М-103 и М-105 – почти вся номенклатура военной авиационной техники того времени. Во время Великой Отечественной коллектив предприятия восстановил 468 самолетов, 987 авиадвигателей и более 500 единиц автотранспорта.

В мае 1946 г. мастерские переименовывают в 281-ю ремонтную базу (полевая почта, затем – войсковая часть 23558). Свое нынешнее название – 12 Авиационный ремонтный завод – предприятие получило в 1959 г., после передачи его в состав 5-й воздушной армии авиации дальнего действия. В это время коллектив завода продолжает ремонт и переоборудование самолетов Ил-2, Як-3, Як-9, Ла-7, авиамоторов М-11, АШ-62, ВК-105, а в 1948 г., параллельно с ремонтом истребителей, начинает ремонт военно-транспортных самолетов Ли-2.

В 50-е годы прошлого столетия, с началом создания в стране реактивной авиации, 12 Авиационный ремонтный завод освоил ремонт первых отечественных серийных реактивных истребителей МиГ-15. Помимо них, за эти годы были отремонтированы десятки самолетов МиГ-17 и МиГ-15УТИ. В начале 1950-х годов авиаремонтная база укомплектовывается передвижными авиационными мастерскими, а в середине 1950-х развернута поточная линия ремонта авиационного турбореактивного двигателя ВК-1. Для его испытания построили открытую испытательную станцию, а на территорию предприятия была подведена первая железнодорожная ветка со станции Хабаровск-2.

В конце пятого десятилетия в срочном порядке проектируются и строятся новые корпусы для самолетного и моторного цехов, появляется полный комплект стендов и установок для ремонта самолетов, авиадвигателей и агрегатов, станочный парк пополняется новым оборудованием. В 1959 г. завод выводится из состава ВВС ДВО и переходит в подчинение воздушной армии авиации дальнего действия. Кадровый состав предприятия усиливается офицерами, опытными специалистами. В рекордные сроки на заводе был освоен ремонт самолетов Ту-16: первый отремонтированный Ту-16 успешно прошел летные испытания в апреле 1960 г. Укреплялась и производственная база завода.

По итогам Всесоюзного соцсоревнования в 1964 г. заводу присуждено 1-е место с вручением переходящего знамени Министерства обороны ЦК профсоюза авиаработников. В разные годы многие руководители и специалисты завода были награждены орденами и медалями за большие заслуги в освоении ремонта и внедрении новой техники.

Расцвет предприятия пришелся на 70-80-е годы. Более трех десятилетий коллектив предприятия занимался ремонтом самолетов Ту-16, вертолетов Ми-6, капитальным ремонтом авиадвигателей АМ-3, РД-3М, агрегатов самолетов Ту-16, Ту-95/М-4,3-М. Проводилась большая работа по модернизации энергетических мощностей завода, укреплению материально-технической базы и расширению социальной сферы.

В конце 1980-х годов начался новый этап в истории завода. Венцом высокоразвитого технологичного производства стал ремонт в 1990-х годах сверхзвуковых самолетов-бомбардировщиков и ракетоносцев Ту-22МЗ, авиадвигателей Р11-300, Р29-300, АЛ-21ФЗ для сверхзвуковых истребителей. В непростое время экономических реформ 90-х годов, руководству завода удалось сохранить предприятие, сберечь костяк коллектива, производственные мощности и оборудование. В связи с уменьшением объемов ремонта боевых самолетов и авиационных двигателей в 2001 г. Министерство обороны приняло решение о сокращении на заводе военных должностей и замене их гражданскими.

В XXI век 12 Авиационный ремонтный завод вступил как специализированное предприятие по ремонту всех модификаций вертолетов Ми-8 и Ми-24, вертолетных двигателей ТВ3-117 и вспомогательных двигателей АИ-9, АИ-9В и их агрегатов. Продолжается ремонт агрегатов, систем и комплексов самолетов Ту-22МЗ. Предприятие имеет все необходимые лицензии и сертификаты на право выполнения работ по обслуживанию и ремонту авиатехники.

В последние годы серьезное внимание на предприятии уделяется внедрению современных технологий. В освоении новых технологических процессов и ремонте агрегатов, в том числе для самолетов Су-27, Ту-22М, Ту-154, Ил-62, завод тесно сотрудничает с Комсомольским-на-Амуре и Арсеньевским производственными объединениями.

В 2005 г. 12 Авиационному ремонтному заводу присуждено первое место с дипломом I степени в городском смотре-конкурсе “Лучшее предприятие в освоении новых видов продукции, модернизации и технологического перевооружения”.